Общеразвивающая программа дополнительного образования «Рисунок и живопись» детей старшего школьного возраста

СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация программы………………………………………………………........3
1. Пояснительная записка…………………………………………………...……3
2. Цель и задачи обучения……………………………………………………….3
3. Сроки реализации программы………………………………………………..4
4. Ожидаемые результаты………………………………………………………...5
5. Способы проверки результатов и подведения итогов обучения……………6
6. Подведение итогов учебного года…………………………………………….8
7. Тематический план…………………………………………………………….9
8. Содержание программы………………………………………………………10
8.1. Первая ступень обучения…………………………………………….……..10
8.2. Вторая ступень обучения……………………………………….…………..13
9. Методическое обеспечение…………………………………………………..15
10. Литература……………………………………………………………….…..16

2

АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ
В процессе обучения основам академического рисунка, живописи и
композиции, учащиеся овладевают умением и навыками анализировать
художественное произведение. Теоретические основы обучения базируются
на традициях реалистического искусства и эмоционально-художественной
компоненте. Это способствует развитию у детей изобразительных
способностей, художественного вкуса, эстетического восприятия, фантазии,
творческой индивидуальности. Обучение изобразительному искусству
активизирует творческую и познавательную деятельность учащихся и,
следовательно, оказывает положительное влияние на формирование
эстетической культуры, становление развитой личности ребенка.
Результативность работы определяется участием детей в мероприятиях,
фестивалях, конкурсах различного уровня.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность образовательной программы «Рисунок и живопись» для
детей старшего школьного возраста - художественно-эстетическая. Она
сохраняет задачи и содержание курса обучения основам академического
рисунка, станковой живописи и композиции в целом и по каждой области в
отдельности, и, в то же время, дает возможность творческого поиска новых
тем, заданий, форм и методов работы с учащимися.
Новизна, актуальность данной программы, а также ее педагогическая
целесообразность заключается в объединении разделов обучения (рисунок,
живопись, композиция), расширяет творческий процесс выбором новых
техник, материалов, их совмещения, предложения разнообразных тем,
отвечающих требованиям современности. У учащихся необходимо воспитать
понимание современного искусства и его значения в жизни человека и
общества.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цели:
 Развивающая: познакомить учащихся с основами академического
рисунка, станковой живописи и композиции.
 Обучающая: дать знания последовательности создания рисунка с
натуры и по представлению, сформировать навыки работы различными
художественными материалами.
 Профессионально-ориентировочная: ознакомление с профессией,
формирование допрофессиональных навыков.

3

Задачи:
 дать учащимся знания основ художественной грамотности;
 отработать навыки работы над рисунком с натуры;
 сформировать базовые знания законов и средств композиции;
 обучить возможностям создания собственных изображений, используя
живописные
и
графические
средства
художественной
выразительности;
 познакомить с правилами построения падающих теней и отражений;
 рассмотреть возможности работы в различных материалах и техниках;
 обучить возможностям создания собственных изображений, на основе
знания законов и средств композиции;
 отработать навыки компоновки учебного рисунка, постановки
предметов на плоскость и передача объема и пространства через
светотень и перспективу;
 научить вести последовательную работу над рисунком, компоновать,
находить цветовое решение, доводить работу до завершенности;
 дать начальные знания по цветоведению и колористике;
 познакомить с простейшими правилами построения и анатомией
фигуры и головы человека;
 развить творческий потенциал учащихся посредством использования
различных приемов обучения (с натуры, по памяти, по представлению);
 воспитать способность не только изображать действительность, но и
передавать свое отношение к ней, т.е. создавать художественный образ.
Отличительные особенности данной образовательной программы от
уже существующих в том, чтобы, культивируя тягу подростка к
профессионализму исполнения и глубине замысла композиции, сохранить
качества, характерные для младшего возраста – свежесть и
непосредственность восприятия, богатство воображения, увлеченность
процессом изображения и умение в самой натуре найти источник
выразительности. Кроме того, тематически программа ориентирована на
дальнейшее применение полученных знаний и навыков в компьютерной
графике и анимации.
3. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы от 10 до 17 лет.
Сроки реализации программы – два года. На освоение полного курса
отводится 140 часов.
Материал программы разделен на две ступени в соответствии с разделами
учебно-тематического плана.
4

Программа первой ступени обучения предполагает групповые занятия
и рассчитана на 70 часа.
Теории 12 часов. Практики 58 часов.
На этой ступени предполагается углубление полученных ранее знаний
в школе или на различных допзанятиях, рассматриваются понятия объема,
светотени
и
перспективы,
продолжается
расширение
палитры
художественных материалов и техник, а также отрабатываются навыки
работы с эскизом.
Вторая ступень обучения также рассчитана на 70 часов занятий в
группе.
Теории 11 часов. Практики 59 часов.
Здесь предполагается закрепление и развитие на более сложном уровне
знаний и навыков, полученных в предыдущих периодах обучения. Особое
значение придается развитию навыков самостоятельной работы над
заданиями.
Формы обучения в данной программе - групповые занятия. В группе
учатся не более восьми детей.
Режим работы – одно занятие в неделю по два часа для учащихся обеих
ступеней. Программа предполагает теоретические и практические занятия.
4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В конце первой ступени обучения дети должны:
 научиться наблюдать за натурой, передавать конструкцию методом
визирования;
 уметь вести последовательную работу над рисунком, компоновать,
находить цветовое решение, доводить работу до завершенности;
 уметь отличать живописные и графические средства художественной
выразительности;
 углубить знания особенностей графических и живописных материалов:
гуаши, акварели, графитных и простых карандашей, фломастеров,
пастели и пр., уметь использовать их в смешанных техниках;
 создавать собственные изображения, на основе знания законов и
средств композиции;
 грамотно использовать возможности тона, линии, штриха, пятна и
цвета;
 сформировать навыки компоновки учебного рисунка, постановки
предметов на плоскость, передавать объем и пространства через
светотень и перспективу;
 свободно владеть начальными знаниями по цветоведению и
колористике, создавать живописное работы решение с учетом этих
знаний;
5

 изучить правила построения и анатомии фигуры и головы человека;
В конце второй ступени обучения дети должны:
 отработать последовательность работы над рисунком с натуры;
 создавать рисунок по памяти, по представлению на основе эскизного
поиска;
 использовать базовые знания законов и средств композиции в работе
над рисунком;
 закрепить правила построения и анатомии фигуры и головы человека,
уметь изображать ее в движении и разных ракурсах (фас, профиль, со
спины и пр.);
 углубить навыки работы над учебным рисунком, знания о светотени и
перспективы;
 уметь создавать художественный образ героя, убедительно изображать
действительность, в которой он находится, выражая свое отношение к
происходящему в картине.
5. СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТОВ И ПОДВЕДЕНИЯ
ИТОГОВ ОБУЧЕНИЯ
5.1.


5.2.
5.3.
5.4.

5.5.




В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются два
вида результатов:
текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах
обучающихся);
промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за
полугодие и учебный год).
Итоги обучения в Организации участников образовательного процесса
подводится путем проведения аттестации обучающихся.
Аттестация – это оценка уровня и качества освоения обучающимися
образовательных программ в конкретной предметной деятельности.
Цель аттестации в Организации – выявление исходного, текущего,
промежуточного уровня развития теоретических знаний, практических
умений и навыков, их соответствия прогнозируемым результатам
дополнительных общеразвивающих программ.
Проводимые в Организации аттестации решают следующие задачи:
Учебная. Создаёт дополнительные условия для обобщения и
осмысления обучающимися полученных теоретических и практических
знаний, умений и навыков.
Воспитательная. Является стимулом к расширению познавательных
интересов и потребностей обучающихся.
Развивающая. Позволяет обучающимся осознать уровень их
актуального развития и определить перспективы.

6

 Коррекционная. Помогает педагогу своевременно выявить и устранить
объективные и субъективные недостатки учебно-воспитательного
процесса.
 Социально-психологическая.
Даёт
каждому
обучающемуся
возможность пережить «ситуацию успеха».
5.6. В Организации проводятся следующие виды аттестации:
 Входной контроль (предварительная аттестация) – это оценка
исходного уровня знаний перед началом образовательного процесса.
Проводится с целью определения уровня подготовленности детей.
 Текущий контроль – это оценка качества усвоения обучающимися
учебного материала; отслеживание активности обучающихся.
 Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения
обучающимися учебного материала по итогам учебного периода
(ступени/года обучения).
5.7. Проведение входного контроля (предварительной аттестации) и
текущей аттестации осуществляется самим педагогом. После того, как
проведена предварительная аттестация, частота дальнейших проверок
зависит от предпочтений педагога. текущий контроль может
проводиться после изучения каждой темы (тематический контроль) или
раздела.
5.8. Промежуточные аттестации Организацией проводятся ежегодно к
концу учебного для каждой ступени образовательных программ. Если
обучающиеся успешно проходит аттестацию по всем уровням
выбранной им конкретной образовательной программы, то это
означает, что они успешно освоили всю программу по художественной
направленности для данной возрастной категории.
5.9. В Организации, с учетом художественной направленности
предлагаемых
общеразвивающих
дополнительных
программ,
практикуются следующие формы проведения аттестаций:
− текущее наблюдение и выполнений тематических заданий;
− демонстрационные: творческие выставки, конкурсы, презентации;
− групповая оценка работ;
− собеседование;
− педагогическая диагностика.
5.10. Критериями оценки результативности обучения являются:
− соответствие уровня теоретических знаний программным
требованиям; широта кругозора; развитость практических навыков
работы со специальной литературой;
− соответствие уровня развития практических умений и навыков
программным требованиям; свободное использование специальных
инструментов и материалов; уровень выполнения практического
задания; технологичность практической деятельности;
− культура организации практической деятельности; культура
поведения; творческое отношение к выполнению практического
задания; аккуратность и ответственность при работе.
7

5.11. Предметом
оценивания
при
аттестации
обучающихся
по
дополнительным образовательным программам является набор
основных знаний, умений, практических навыков в области
изобразительного и декоративного искусства.
5.12. При входном, текущем контроле и промежуточной аттестации, степень
и уровень освоения материала обучающимся по дополнительной
образовательной программе оценивается по трехуровневой системе:
высокий, средний, низкий.
5.13. Отслеживание результатов творческого развития Обучающихся по
данной программе для обеих ступеней диагностируется по методике
Лыковой И.А.
Диагностика по программе обучения по первой и второй ступени
Ф.И.
Передача Передача
ребёнка формы
пропорций
предмета в
изображении:

Композиция Цвет

Творческий
подход

1
2
3
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ГОДА
6.1.

6.2.

6.3.

Обучающиеся, получившие высокую и среднюю оценку по усвоению
выбранных дополнительных образовательных программ, по окончанию
учебного года, получают соответствующие свидетельства о завершении
обучения по данной программе в целом или ее определенной ступени
(при соответствующем запросе определённого блока или темы).
Обучающимся, получившим низкую оценку, рекомендуется пройти
повторное обучение по данной дополнительной программе или его
части.
Особо одарённым обучающимся выдаются рекомендации по
продолжению общего или дополнительного образования более
высокого уровня по данному направлению, в соответствующих
специализированных профильных учреждениях.

8

7. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО СТУПЕНЯМ
ОБУЧЕНИЯ
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Название темы
Первой ступени обучения
Инструктаж по т.б.
Пленэрные этюды и зарисовки
Линия и штрих
Скульптурный рельеф
Объем
Светотень как средство художественной
выразительности
Объемно-декоративная работа
Тестопластика
Композиция
по
представлению.
Сближенные и контрастные цвета
Фигура человека
Композиция с элементами автопортрета

11
12
13
14
15

Декоративный рельеф
Рисунок по памяти
Знакомство с техникой а-ла-прима
Многофигурная композиция
Итоговая работа
Всего :

№

Название темы
Второй ступени обучения
Инструктаж по т.б.
Пленэрные этюды и зарисовки
Фигура человека
Композиция на передачу движения
Сувенир к Новому году
Иллюстрация к сказке
Перспектива
Повторение
темы
«Перспектива»,
законов и правил композиции
Цвет и линия как изобразительный язык
художника
Жанры рисунка и живописи:
Натюрморт
Пейзаж
Портрет
Итоговая работа
Всего :

1
2
3
4
5
6
7
8
9

10.

9

Кол-во часов
Всего
Теория
8
1

Практика
7

5
5
2
4

1
1
1
1

4
4
1
3

2
3
9

1
1

2
2
8

3
6

1
1

2
5

4
5
2
8
4
70

1
1
1
12

3
5
1
8
3
58

Кол-во часов
Всего
Теория
10
2

Практика
8

6
12
4
10
6
6

1
2
1
1
1
1

5
10
3
9
5
5

6

2

4

6
2
2
2
4
70

11

6
2
2
2
4
59

8. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
8.1. Первая ступень обучения

1. Инструктаж по т.б. Пленэрные этюды и зарисовки.
Теория:
Инструктаж по т.б. Материалы и инструменты.
Передача объема предметов, решение теплого колорита.
Работа на линию – гелиевая ручка.
Практика:
Зарисовки веток разных деревьев (карандаш).
Зарисовки отдельно лежащих овощей и фруктов. Передача характера и
объема. Карандаш.
Продолжение работы над зарисовками. Пастель.
«Осенние дары». Натюрморт с натуры. (Гуашь) А3.
Графический натюрморт «Букет с осенними листьями».
Проработка деталей композиции.
2. Линия и штрих.
Теория:
Заполнение шрифта орнаментом.
Практика:
«Давайте знакомиться!» Шрифтовая композиция с именем.
Выполнение в материале – фломастер. Каждая буква – 2-3 цвета.
3. Скульптурный рельеф.
Теория:
Знакомство с видами рельефа, закрепление навыков составления
композиции. (Цветной пластилин).
Практика:
«Натюрморт с натуры».
Выполнение в материале, освоение умений и навыков передачи объема
формы в рельефе.
Выполнение мелких деталей форм, нанесение узора.
4. Объем.
Теория:
Изучение градаций светотени, возможностей тона в рисунке.
Практика:
Возможности создания штрихом объема предмета (штрих по форме).
Упражнения.
5. Светотень как средство художественной выразительности.
Теория:
Возможности передачи объема изобразительными средствами.
10

Составление таблицы «Светопластическая моделировка формы» в тоне.
Практика:
Выполнение таблицы «Светопластическая моделировка формы» в цвете
(теплый свет).
Выполнение таблицы «Светопластическая моделировка формы» в цвете
(холодный свет).
6. Объемно-декоративная работа.
Практика:
Конструирование из бумаги. Елочные игрушки, маски, костюмы.
Создание основы формы.
Роспись. Декорирование.
7. Тестопластика.
Теория:
Знакомство с тестопластикой, изучение свойств теста как пластического
материала.
Практика:
«Новогодний сюрприз». Лепка небольших рельефных сувениров
(медальоны, ангелы и т.д.).
Тонирование или роспись.
8. Композиция по представлению. Сближенные и контрастные цвета.
Теория:
Приемы композиции.
Выделение первого плана в композиции.
Составление сложных оттенков пастельной гаммы.
Возможности яркой контрастной гаммы.
Практика:
Композиция «Волшебная зима» (катание на коньках, санках и т.д.).
Закрепление навыков изображения человеческой фигуры.
Изображение человека в движении, проработка деталей композиции.
Выполнение в цвете (гуашь).
«Иллюстрация к сказке». Поиск композиции.
Выполнение рисунка. Создание сказочного образа героя.
Проработка деталей композиции.
9. Фигура человека.
Теория:
Повторение знаний о пропорциях фигуры. Особенности изображения
фигур разного пола и возраста.
Практика:
Рисование набросков фигуры человека с натуры.
Изучение пропорций лица человека. Схема.
11

10. Композиция с элементами автопортрета.
Теория:
Особенности изображения головы и фигуры человека в условиях среды.
Практика:
2-х плановая композиция («Я люблю», «Мой город», «Прогулка»).
Выполнение рисунка композиции на формате А2.
Выполнение в материале. (восковые мелки и акварель).
11. Декоративный рельеф.
Теория:
Стилизация формы (последовательность упрощения).
Особенности работы в рельефе.
Практика:
Изображение насекомых, морских и речных животных «Золотая рыбка»
«Камбала», «Стрекоза, «Лягушка» и пр.
Решение рельефной формы орнаментом (2 цвета пластилина).
12. Рисунок по памяти.
Практика:
«Мамы всякие нужны». А3. Композиция к празднику 8 марта.
Передача образа, настроения через нахождение цветовой гаммы. Пастель
масляная или сухая.
13. Знакомство с техникой а-ла-прима.
Теория:
Особенности акварельных техник (примеры работ художников).
Практика:
Рисование букета по-сырому – акварель
Завершение работы тонкой кистью по сухому.
14. Многофигурная композиция.
Практика:
«Моя семья». Работа на основе знаний и умений второго года обучения.
Эскизный поиск.
Размещение фигур, их построение, передача движения, создание
окружающей среды.
Выполнение работы любым цветным материалом на выбор.
Завершение работы. Подведение итогов года.
Календарно-тематический план, составленный на учебный год, по
программе «Рисунок и живопись» для старшего школьного возраста по
первой ступени прилагается (Приложение 1).

12

8.2. Вторая ступень обучения
1. Инструктаж по т.б. Пленэрные этюды и зарисовки.
Теория:
Инструктаж по т.б.
Средства художественной выразительности графических материалов.
Особенности пленэрной практики.
Практика:
Зарисовки отдельно лежащих овощей и фруктов. Передача характера и
объема. Карандаш, пастель.
Этюды осенних мини- натюрмортов с натуры. Акварель. Передача объема
предметов, этюдное решение.
Графический натюрморт «Букет с осенними листьями». Акварель, маркер.
Заливка основных пятен цвета. Выполнение деталей формы линейно и
штрихом.
2. Фигура человека.
Теория:
Повторение знаний о пропорциях фигуры.
Практика:
Рисование набросков фигуры человека с натуры.
Зарисовка модели с натуры. А3, (пастель).
3. Композиция на передачу движения.
Теория:
Закрепление навыков изображения фигуры человека в движении.
Практика:
«Праздник», «Мы играем». Прорисовка элементов композиции.
Выполнение в материале – гуашь. Четкое колористическое решение.
Работа над деталями композиции.
4. Сувенир к Новому году.
Теория:
Особенности техники бумажной пластики.
Практика:
Новогодний ангел. Украшение узором.
«Символ года», тестопластика.
5. Иллюстрация к сказке.
Теория:
Спектр холодных цветов и их производные, техника штриха.
Практика:
«Сказка в холодной стране» - иллюстрация к сказкам «Садко», «Морозко»,
«Снегурочка» и др. Решение композиции.
Выполнение в материале – цв. карандаши.
Работа над деталями композиции.
6. Перспектива.
13

Теория:
Знакомство со средствами линейной и воздушной перспективы. Схемы.
Практика:
Перспективное изображение комнаты и размещенных в ней предметов.
Завершение работы в легком тоне.
7. Повторение темы «Перспектива», законов и правил композиции.
Теория:
Изучение активных зон листа: края, середина, диагональ. Ритм пятен,
линий, динамика, статика, передача пространства в городском пейзаже.
Практика:
«Моя родина».
Выполнение в материале – фломастер. Возможно решение пространства
общими плоскостями или отдельными штрихами.
8. Цвет и линия как изобразительный язык художника.
Теория:
Знакомство с произведениями композиторов-классиков, картинами
художников – символистов, абстракционистов. Развитие ассоциативного
мышления, чувства цвета,
Практика:
Рисуем музыку – материал по выбору.
«Букет-настроение» - выразить настроение через ритм, пластику, цвет
букета (картины художников Сарьян, Коровин, Врубель и др.) – букет, по
цвету и ритму соответствующий эмоциональному состоянию – гуашь.
9. Жанры рисунка и живописи.
Теория:
Краткое повторение основ рисования в различных жанрах и в разной
технике.
Практика:
По своему выбору сюжета и техники выполняем по одной работе в жанрах
натюрморта, портрета и пейзажа.
10. Итоговая работа
Практика:
«Я мечтаю быть…», «Автопортрет» - фигура с решением пространства,
портретное сходство, душевное состояние, увлечения, интересы через доп.
предметы – материал по выбору.
Работа над деталями композиции.
Завершение работы. Подведение итогов курса.
Календарно-тематический план, составленный на учебный год, по
программе «Рисунок и живопись» для старшего школьного возраста по первой
ступени прилагается (Приложение 2).

14

9. МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
Система учебных заданий построена на постепенном усложнении
заданий. В качестве форм занятий по данной программе предполагаются
лекции, беседы, объяснение нового материала, демонстрация примеров работ
и методических пособий по рисунку и живописи, комбинированные занятия,
состоящие из теории и практики, показ приемов работы различными
художественными материалами, практические учебные занятия, пленэрная
практика. Кроме того, на занятиях постоянно используются образцы
современного русского и мирового искусства, как средство повышения
творческой активности и введения детского творчества в русло современной
художественной жизни.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
 Беседа
 Объяснение материала
 Показ последовательности и приемов работы
 Метод демонстрации
 Комбинированные теоретически-практические занятия
 Опытно-проекционная деятельность
 Самостоятельная практическая работа
Необходимые инструменты для реализации программы:
 Карандаши простые разной мягкости
 Ластик мягкий
 Карандаши цветные мягкие или акварельные
 Фломастеры
 Краски акварельные
 Краски гуашь
 Кисти художественные
 Бумага: ватман формат А2-А3, акварельная А3
 Цветной картон
 Ножницы
 Клей-карандаш
 Тушь черная, тонкое перо
 Гелиевая ручка
 Масляная пастель или восковые мелки
 Сухая пастель
Аудитория для проведения занятий оснащена необходимым
оборудованием: мольберты, стулья, магнитная доска для педагога, шкафы
для хранения материалов, принадлежностей и места для хранения работ.
15

10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буймистру Т. Колористика: цвет – ключ к красоте и гармонии. – М.:
Издательство «Никола-Пресс», 2010г.
2. Иттен И. Искусство цвета / Пер. с немецкого; 2-е издание. – М.: Изд.
Д.Адронов, 2001 г.
3. Ли Н. Основы учебного академического рисунка: Учебник. – М.: Изд-во
Эксмо, 2005 г.
4. Мосин И. Г. Рисование. Виды и жанры. Учебное пособие для педагогов,
воспитателей и родителей. – Екатеринбург: У-ФАКТОРИЯ, 2000 г.
5. Никодеми Г.Б. Техника живописи. Классическая библиотека
художника / Пер. Г. Семеновой. – М.: Изд-во Эксмо, 2003 г.
6. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в
школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. – 3-е изд.,
доп. и перераб. – М.: АГАР, 2000 г.
7. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. Пед. вузов. –
М.: Издательский центр «Академия», 1999 г.
8. Шорохов Е. В. Композиция: Учеб. Для студентов хдож.-граф. фак. пед.
ин-тов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986 г.
9. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство в 3 классе: Пособие для
учителя. – М.: Просвещение, 1985 г.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».