Общеразвивающая программа дополнительного образования «Рисунок и живопись» детей младшего школьного возраста

СОДЕРЖАНИЕ
Вводная часть
1. Пояснительная записка………………………………………………………...3
2. Цель и задачи обучения…………………………………………………..........5
3. Сроки реализации программы…………………………………………………6
4. Способы проверки результатов………………………………………………..7
Основная часть
1. Задачи 1 года обучения………………………………………………………...9
2. Тематический план……………………………………………………………..9
3. Содержание программы………………………………………………………10
4. Оценка эффективности к концу 1 года обучения…………………………...14
5. Задачи 2 года обучения……………………………………………………….15
6. Тематический план………………………………………………………..…..15
7. Содержание программы………………………………………………………16
8. Оценка эффективности к концу 2 года обучения…………………………...17
9. Подведение итогов учебного года…………………………………………...19
10. Методическое обеспечение…………………………………………………19
11. Материально – техническое и организационное обеспечение...................21
Заключительная часть
Литература………………………………………………………………….……22

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни
ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что – то из окружающего
мира, а живут в этом мире, входят в него как творцы красоты,
наслаждаются этой красотой.
Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной
жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается
индивидуальная самобытность каждого ребенка. Эту самобытность
невозможно охватить какими – то правилами, единственными и
обязательными для всех.
Творческое вдохновение охватывает ребенка в момент рисования.
Через рисунок дети выражают свои сокровенные мысли, чувства.
Творчество открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых
дремлют источники добрых чувств. Помогая ребенку чувствовать красоту
окружающего мира, учитель незаметно прикасается к этим уголкам.
Актуальность программы
Данная программа по рисованию и живописи помогает детям в
художественном восприятии окружающего мира, учит смотреть и видеть в
нем неповторимое и удивительное. Она тесно соприкасается с литературой,
историей, религией, философией.
Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека
всесторонне и гармонически развитого. Важным здесь является
необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения.
Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь
именно оно раскрывает ребенку мир реально существующей гармонии,
развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие
способности и фантазии. Без овладения необходимыми основами
изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического
воспитания и художественного образования.
Отличительные особенности и новизна программы
Особенность программы заключается во взаимосвязи занятий по
рисованию, лепке, аппликации. Изобразительное искусство, пластика,
художественное конструирование – наиболее эмоциональные сферы
деятельности детей. И рисование, и лепка имеют большое значение для
обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Работа с
различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей
ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские
способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти,
образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых
для успешного обучения.
3

Одной из наиболее сложных задач в рисовании – это умение
передавать изображаемыми средствами пространственные соотношения. В
лепке, например, легче передавать движение, чем в рисовании, в силу
пластичности материала. Когда ребенку трудно сразу представить и
изобразить фигуру в нужном положении, он прибегает к лепке, старается
прочувствовать форму, и затем полученные знания переносит на бумагу.
Такой подход способствует развитию эстетического восприятия,
эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения,
творчества.
В результате у детей воспитывается интерес к художественной
творческой деятельности, желание создать красивое изображение,
интересней придумать и как можно лучше выбрать. В своем творчестве дети
передают те эстетические качества предметов, которые они увидели.
Программа «Рисунок и живопись» помогает ребёнку ощутить себя
частью современного мира и наследником традиций всех предшествующих
поколений. При помощи красок, звуков, движений постигается
действительность, постигается мир. Предметом исследования является сам
человек, его мир чувств, его духовный мир, его судьба и жизнь в целом.
На занятиях дети слушают эмоциональные рассказы учителя из жизни
выдающихся художников, композиторов, музыкальных исполнителей,
рассказы о значении цвета и звуков в жизни, в духовном мире.
Для бесед об искусстве рекомендуются следующие произведения
искусства: И.Бродский «Опавшие листья»; И.Грабарь «Мартовский снег»;
Левитан «Весна. Большая вода», «Март», «Золотая осень»; В.Пластов
«первый снег»; В.Серов «Осень»; А.Саврасов «Грачи прилетели»;
И.Шишкин «На севере диком»; Ю.Васнецов «Три медведя». Знакомство
учеников с произведениями народных мастеров – дымковской игрушкой,
городецкой росписью, гжельской керамикой, хохломской росписью.
Следует помнить, что огромное влияние
на активизацию
изобразительной деятельности детей, на их идейно – эстетическое
воспитание оказывает прослушивание музыкальных произведений П.
Чайковского, Л. Бетховена, Э. Грига, С. Прокофьева, Д. Кабалевского и
других
композиторов,
что
позволяет
глубоко
прочувствовать
художественные образы, создает соответствующий эмоционально –
образный настрой.

4

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
Обучение детей основам изобразительной грамоты и активное
творческое развитие с учетом индивидуальности каждого ребенка
посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщение к
достижениям мировой художественной культуре.
Задачи:
Общие:
 обеспечение необходимых условий для личностного развития,
профессионального самоопределения и творческого труда детей в
возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;
 адаптация их к жизни в обществе;
 формирование общей культуры;
 организация содержательного досуга.
Обучающие: (связаны с овладением детьми основами изобразительной
деятельности):
 знакомство с жанрами изобразительного искусства;
 знакомство с различными художественными материалами и техниками
изобразительной деятельности;
 овладение основами перспективного построения фигур, в зависимости
от точки зрения;
 умение грамотно строить композицию с выделением композиционного
центра;
 формирование художественного вкуса.
Развивающие: (связанные с совершенствованием общих особенностей
учащихся и приобретением обще учебных умений и навыков,
обеспечивающих освоения содержания программы):
 развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений памяти,
фантазии, воображения;
 развитие колористического видения;
 развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать
прекрасное;
 улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности
глазомера;
 формирование организационно-управленческих умений и навыков,
обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество,
общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других,
оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

5

Воспитательные: (связаны
с
развитием
личностных
качеств,
содействующих освоению содержания программы, выражаются через
отношение ребенка к обществу, другим людям, самому себе):
 воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия
произведений изобразительного искусства;
 развивать нравственные и эстетические чувства: любовь к родной
природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям;
 формировать
коммуникативность и навыки межличностного
сотрудничества в каждом воспитаннике;
 формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям
художественным творчеством;
 воспитывать в детях уважение к людям разных народов и конфессий.
На решение этих задач ориентированы педагогические условия:
игровые методы и приемы, интегрированные формы организации
художественно – творческой деятельности, художественно – эстетическая
пространственно – предметная среда. Методика работы строится так, чтобы
средствами искусства и детской художественной деятельности
сформировать у ребят самостоятельность, инициативность, творческую
активность, способствовать снижению напряженности, скованности. Тема
занятия, организация процесса восприятия всегда предполагает активное
общение педагога с детьми, также учитывается личное мнение ребенка, его
готовность включиться в художественно – творческую деятельность.
По форме занятия – групповые, преимущественно с одновозрастным
составом.
Условием успешной организации занятий является их оптимальный
темп, обеспеченный сменой различных видов деятельности, чередованием
активных и пассивных форм познания.
Программа также предусматривает оценку результатов творческой
деятельности учеников: изо-викторины, выставки, просмотры.
3. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на 2 года обучения при постоянном составе
детей:
1-й год обучения (первая ступень) – одно занятие по 2 ак. часа в
неделю, с перерывом 10 – 15 минут. Всего за учебный год – 35 занятий, 70 ак.
часа,
2-й год обучения (вторая ступень) – одно занятия по 2 ак. часа в
неделю, с перерывом 10-15 минут. Всего за учебный год – 35 занятий, 70 ак.
часа.
К занятиям привлекаются дети 7-10 лет.
Наполняемость учебных групп: в группах первой и второй ступени
обучения насчитывается не более 8 человек.

6

Небольшая численность групп продиктована необходимостью
проведения более продуктивной индивидуально-групповой работы с детьми.
4. СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТОВ И ПОДВЕДЕНИЯ
ИТОГОВ ОБУЧЕНИЯ
4.1.


4.2.
4.3.
4.4.

4.5.





4.6.




4.7.

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются два
вида результатов:
текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах
обучающихся);
промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за
полугодие и учебный год).
Итоги обучения в Организации участников образовательного процесса
подводятся путем проведения аттестации обучающихся.
Аттестация – это оценка уровня и качества освоения обучающимися
образовательных программ в конкретной предметной деятельности.
Цель аттестации в Организации – выявление исходного, текущего,
промежуточного уровня развития теоретических знаний, практических
умений и навыков, их соответствия прогнозируемым результатам
дополнительных общеразвивающих программ.
Проводимые в Организации аттестации решают следующие задачи:
Учебная. Создаёт дополнительные условия для обобщения и
осмысления обучающимися полученных теоретических и практических
знаний, умений и навыков.
Воспитательная. Является стимулом к расширению познавательных
интересов и потребностей обучающихся.
Развивающая. Позволяет обучающимся осознать уровень их
актуального развития и определить перспективы.
Коррекционная. Помогает педагогу своевременно выявить и устранить
объективные и субъективные недостатки учебно-воспитательного
процесса.
Социально-психологическая.
Даёт
каждому
обучающемуся
возможность пережить «ситуацию успеха».
В Организации проводятся следующие виды аттестации:
Входной контроль (предварительная аттестация) – это оценка
исходного уровня знаний перед началом образовательного процесса.
Проводится с целью определения уровня подготовленности детей.
Текущий контроль – это оценка качества усвоения обучающимися
учебного материала; отслеживание активности обучающихся.
Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения
обучающимися учебного материала по итогам учебного периода
(ступени/года обучения).
Проведение входного контроля (предварительной аттестации) и
текущей аттестации осуществляется самим педагогом. После того, как
проведена предварительная аттестация, частота дальнейших проверок
7

зависит от предпочтений педагога. Текущий контроль может
проводиться после изучения каждой темы (тематический контроль) или
раздела.
4.8. Промежуточная аттестация Организацией проводится ежегодно к
концу учебного года, для каждой ступени образовательных программ.
Если обучающиеся успешно проходят аттестацию по всем уровням
выбранной им конкретной образовательной программы, то это
означает, что они успешно освоили всю программу по художественной
направленности для данной возрастной категории.
4.9. В Организации, с учетом художественной направленности
предлагаемых
общеразвивающих
дополнительных
программ,
практикуются следующие формы проведения аттестаций:
− текущее наблюдение и выполнений тематических заданий;
− демонстрационные: творческие выставки, конкурсы, презентации;
− групповая оценка работ;
− собеседование;
− педагогическая диагностика.
4.10. Критериями оценки результативности обучения являются:
− соответствие уровня теоретических знаний программным
требованиям; широта кругозора; развитость практических
навыков;
− соответствие уровня развития практических умений и навыков
программным
требованиям;
свободное
использование
специальных инструментов и материалов; уровень выполнения
практического
задания;
технологичность
практической
деятельности;
− культура организации практической деятельности; культура
поведения; творческое отношение к выполнению практического
задания; аккуратность и ответственность при работе.
4.11. Предметом оценки при аттестации обучающихся по дополнительным
образовательным программам является набор основных знаний,
умений, практических навыков в области изобразительного и
декоративного искусства.
4.12. При входном, текущем контроле и промежуточной аттестации, степень
и уровень освоения материала обучающимся по дополнительной
образовательной программе оценивается по трехуровневой системе:
высокий, средний, низкий.

8

1.
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ
для детей младшего школьного возраста
(2 ак. часа в неделю)
Задачи первой ступени обучения
Формирование знаний об основных и составных цветов, их
эмоциональной характеристики.
Умение пользоваться кистью, красками, палитрой.
Умение использовать площадь листа, изображать предметы крупно.
Овладение начальными навыками выразительного использования
трехцветия (красный, желтый, синий цвета и их смеси).
Подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением.
Воспитание
усидчивости,
терпения,
аккуратности,
навыков
взаимопомощи.
Умение отличать технику исполнения.
2.
№
п/п
1
1.1
1.2
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4
4.1

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
Первая ступень обучения

Наименование разделов и тем
Введение в программу
Знакомство с программой.
Особенности первого года обучения
Смысл рисования. С чего нужно учиться
рисовать.
Живопись
Цветоведение. Цветовые оттенки основных
цветов.
Королева
Кисточка
и
волшебные
превращения красок.
Праздник тёплых и холодных цветов
Твоё настроение. Рисуем дождь.
Хоровод лесных растений
Рисунок
Волшебная линия
Композиция. Выделение композиционного
центра
Создаём красивые узоры из точек.
Пятно. Удивительные узоры на крыльях у
бабочек
Форма. Мои любимые игрушки
Декоративное рисование
Мир полон украшений. Как мазками

9

Количество часов
Теорет. Практ. Всего
1
1
2
1
-

1

1

1
1

17
1

18
2

-

2

2

1
1
-

4
2
8
17
1
2

4
2
8
18
2
2

-

4
4

4
4

3
1

6
21
3

6
24
4

4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
5
5.1
5.2
6

нарисовать простые по форме цветы.
На солнечной опушке. Рисуем солнце,
солнечные лучи.
Декоративные узоры
Орнамент
Сказочная рыбка.
Птицы – наши друзья. Учимся рисовать
птиц.
Весёлый
зоопарк.
Учимся
рисовать
животных
Выразительные средства графических
материалов
Цветные карандаши. Цвет радости и цвет
печали
Пастель. Урок – фантазия. Удивительная
страна
Итоговое занятие
Итого
3.

-

2

2

1
1
-

3
3
2
4

4
4
2
4

-

4

4

1

5

6

1

1

2

-

4

4

1
7

1
63

2
70

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первая ступень обучения

Раздел 1. Введение в программу (2 ак.ч.)
Тема 1.1. Знакомство с программой. Особенности первого года
обучения.
Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года
обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.
Тема 1.2. Смысл рисования. С чего нужно учиться рисовать.
Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места.
Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Рисование
простых предметов.
Раздел 2. Живопись (18 ак.ч.)
Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление
художника и волшебника в древние времена.
Тема 2.1. Цветоведение. Цветовые оттенки основных цветов
Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с
различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и
влажной бумаге (вливания цвета в цвет).
Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой,
использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).
Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий:
«Танец дружных красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики»,
«Витражные окошки».

10

Тема 2.2. Королева Кисточка и волшебные превращения красок.
Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей:
жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы
и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном
нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна».
Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая),
секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем
смешивания главных красок.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветик-семицветик»,
«Радуга-дуга», «Праздничный букет», «Салют».
Тема 2.3. Праздник тёплых и холодных цветов.
Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных
явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на
тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла,
согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады).
Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.
Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на
зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное
солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».
Тема 2.4. Твоё настроение. Рисуем дождь.
Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые).
Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного
добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные
сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски.
Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность,
лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски
цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).
Тема 2.5. Хоровод лесных растений
Работа с акварелью, гуашью.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочный букет»,
«Дремучий лес».
Раздел 3. Рисунок (18 ак.ч.)
Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым
карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью,
тушью, восковыми мелками.
Тема 3.1. Волшебная линия.
Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и
длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой,
весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия»,
«Лабиринты».
Тема 3.2. Композиция
Выделение композиционного центра.
Практическое занятие. Рисование предметов природного мира.
11

Тема 3.3. Создаём красивые узоры из точек
Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги:
лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер
точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы.
Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь
точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием
разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные
фломастеры и карандаши).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек»,
«Образ доброго и злого сказочного героя».
Тема 3.4. Пятно
Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от
их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке.
Изображение пятна разными способами: различным нажимом на
рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на
лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно,
полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с
силуэтом).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек»,
«Образ доброго и злого сказочного героя».
Тема 3.5 Форма.
Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм
(геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на
бумаге. Формы и ассоциации.
Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город»,
«Мои любимые игрушки».
Раздел 4. Декоративное рисование (24 ак.ч.)
Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего
школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития
абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка.
Тема 4.1. Мир полон украшений
Рисование простых цветов
Практическое занятие. Задания-игры: «Чего на свете не бывает?»,
«Чудо-цветок», «Образ из пятна».
Тема 4.2. На солнечной опушке. Рисуем солнце, солнечные лучи
Стилизация как упрощение и обобщение форм. Особенности
художественного видения мира детьми 7-8 лет: яркость восприятия,
плоскостное мышление, двухмерность изображения.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо
жизни», «Сказочное солнце».
Тема 4.3. Декоративные узоры.
Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой
(снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником.
Выразительные возможности и многообразие узоров.
12

Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием
необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски,
кулинарных формочек: «Узорчатые змейки», «Взлохмаченные человечки»,
«Пёстрая черепашка».
Тема 4.4. Орнамент.
Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна
ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные
ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые строчки»,
«Мамины бусы», «Цветочные гирлянды».
Тема 4.5. Сказочная рыбка
Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами
художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции.
Разнообразный характер сказочных героев.
Практическое
занятие.
Выполнение
заданий:
«Оживший
зачарованный мир», «Добрая сказка».
Тема 4.6. Птицы – наши друзья. Учимся рисовать птиц.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воробышек», «Птицы в
полёте», «Сказочная птица».
Раздел 5. Выразительные средства графических материалов (6 ак.ч.)
Разнообразие выразительных средств графических материалов.
Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов:
добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные.
Тема 5.1. Цветные карандаши. Цвет радости и цвет печали
Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных
оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветной ветер»,
«Принцесса Осень», «Разноцветные ёжики».
Тема 5.2. Пастель. Урок – фантазия. Удивительная страна
Художественная возможность пастели. Различные приемы работы:
растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на
шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого
штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в
вазе», «Сказочный герой».
Раздел 6. Итоговое занятие (2 ак.ч.)
Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.
Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.
Календарно-тематический план, составленный на учебный год, по
программе «Рисунок и живопись» для младшего школьного возраста по
первой ступени прилагается (Приложение 1).

13

4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ К КОНЦУ
ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
К концу первого года обучения дети будут
знать:
 основные и дополнительные цвета;
 цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
 понятие симметрии;
 контрасты форм;
 свойства красок и графических материалов;
 азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
 основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание
бумаги);
уметь:
 смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
 правильно использовать художественные материалы в соответствии
со своим замыслом;
 грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и
недостатки;
 работать самостоятельно и в коллективе;
у них получат развитие:
 умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
 трудолюбие;
 самостоятельность;
 уверенность в своих силах.
Отслеживание результатов творческого развития детей по данной
программе диагностируется по методике Лыковой И.А.
Диагностика по программе обучения
Первая ступень
№ Ф.И.
ребенка

Умение
смешивать
краски,
получать
новые
оттенки

Умение
Творчески Рисование Рисование
правильно й подход
по
животных,
компонова
представл человека
ть
ению
элементы
в листе

1
2
3
По результатам входного, текущего контроля и промежуточной
аттестации, степень и уровень освоения материала обучающимся по данной
ступени образовательной программы оценивается на начало и конец
учебного года по трехуровневой системе: высокий, средний, низкий.

14

5.
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ
для детей младшего школьного возраста
(2 ак. часа в неделю)
Задачи второй ступени обучения
Установление прочных связей с окружающим миром, привлечение
личного опыта детей (эмоционального, визуального, бытового).
Использование метода свободного выбора в системе ограничений
(содержание темы, цвета, формы, конструкции и т. д.).
Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения.
Формирование знаний о названии основных и составных цветов, их
эмоциональной характеристики.
Умение использовать площадь листа, изображать предметы крупно.
Подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением.
Воспитание
усидчивости,
терпения,
аккуратности,
навыков
взаимопомощи.
Формирование знаний о значении слов симметрия, композиция.
6.
№
п/п
1
1.1
1.2

1.3
1.4

1.5

1.6

2
2.1

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОГРАММА
Вторая ступень обучения

Наименование разделов и тем

Количество часов
Теорет. Практ. Всего
Основы художественной грамоты
5
41
46
Свойства живописных материалов, приёмы 1
1
2
работы с ними: акварель, гуашь.
Цвет в окружающей среде. Основные и 1
5
6
дополнительные
цвета.
Основные
сочетания в природе.
Основы рисунка. Роль рисунка
в 1
5
6
творческой деятельности.
Основы живописи. Цвет – язык живописи. 1
15
16
Рисование с натуры несложных по форме и
цвету предметов, пейзажа с фигурами
людей, животных.
Основы композиции. Понятия «ритм», 1
7
8
«симметрия»,
«асимметрия»,
«уравновешенная композиция».
Основные композиционные схемы.
Создание
творческих
тематических 8
8
композиций.
Иллюстрирование
литературных
произведений.
Графика
4
18
22
Художественные материалы. Свойства 1
3
4
15

2.2

2.3
2.4

2.5
2.6

3

графических материалов: карандаш, перо –
ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы
с ними.
Рисунок как основа графики. Упражнения
на выполнение линий разного характера.
Изобразительный язык графики: линия,
штрих, пятно, точка.
Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая
растяжка.
Монотипия, творческие композиции с
применением приёмов монотипии. Гравюра
на картоне.
Иллюстрирование
литературных
произведений.
Прикладная
графика.
Открытка,
поздравление, шрифт.
Связь
с
рисунком,
композицией,
живописью.
Итоговое занятие
Итого

1

5

6

1

1

2

1

1

2

-

4

4

-

4

4

59

2
70

9

7. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вторая ступень обучения
Раздел 1. Основы художественной грамоты (46 ак.ч.)
Тема 1.1. Свойства живописных материалов, приёмы работы с
ними: акварель, гуашь.
Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом
работы.
Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии
красоты, зигзаг. Орнаментальная композиция. Организация плоскости.
Натюрморт из трёх предметов. Понятие «тон». Одноцветная акварель –
«гризайль». Тоновая растяжка.
Рисующий свет. Трансформация плоскости в объём. Организация
пространственной среды. Карандаш, бумага.
Тема 1.2. Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные
цвета. Основные сочетания в природе.
Холодные цвета. Стихия – вода. Акварель. Рисование по методу
ассоциаций.
Теплые цвета. Стихия- огонь.
Акварель. рисование по методу
ассоциаций.
Зарисовки растений с натуры. « Осенние листья».

16

Тема 1.3.
Основы рисунка. Роль рисунка
в творческой
деятельности.
Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный
язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша.
Линия, штрих, тон, точка.
Природная форма – лист. Тоновая растяжка цвета, акварель.
Натюрморт. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные
свойства гуаши.
«Дворец Снежной королевы». Ритм геометрических форм. Холодная
цветовая гамма. Гуашь.
Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь.
Пропорция человеческого тела.
«Цветы весны». Изобразительные свойства акварели. Беседа о
натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал.
Тема 1.4. Основы живописи. Цвет – язык живописи.
Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с
фигурами людей, животных. «Прогулка по весеннему саду».
Тема 1.5. Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия»,
«асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные
схемы. Создание творческих тематических композиций.
Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры.
Тема 1.6. Иллюстрирование литературных произведений.
Свободный выбор тем и материалов для исполнения.
Раздел 2. Графика(22 ак.ч.)
Тема 2.1. Художественные материалы.
Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск,
мелки и приёмы работы с ними. Разнохарактерные линии. Тушь, перо.
Тема 2.2. Рисунок как основа графики.
Упражнения
на
выполнение
линий
разного
характера.
Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.
«Листья и веточки». Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на
выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые,
исчезающие.
«Осенние листья» - композиция и использование живых листьев в
качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо.
Натюрморт – набросанный характер рисунков с разных положений,
положение предметов в пространстве.
Тема 2.3. Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
Свет и тень – падающая, собственная.
Тема 2.4. Монотипия.
Творческие композиции с применением приёмов монотипии.
«Город» - цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями,
17

штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения.
Тема 2.5. Гравюра на картоне.
«Терема». Гравюра на картоне. Беседа о русской архитектуре с
использованием иллюстративного материала.
Тема 2.6. Прикладная графика.
Открытка, поздравление, шрифт. Связь с рисунком, композицией,
живописью.
Поздравление. Использование шаблона и трафарета. Штрих.
Выделение главного.
Открытка – поздравление. Использование аппликации, орнаментики.
Шрифт. Творческая работа.
Творческая аттестационная работа. Свободный выбор техники и
материалов.
Раздел 3. Итоговое занятие (2 ак.ч.)
Календарно-тематический план, составленный на учебный год, по
программе «Рисунок и живопись» для младшего школьного возраста по
второй ступени прилагается (Приложение 2).
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ К КОНЦУ
ВТОРОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
К концу второй ступени обучения дети будут знать:
 контрасты цвета;
 гармонию цвета;
 азы композиции (статика, движение);
 пропорции плоскостных и объёмных предметов;
уметь:
 выбирать формат и расположение листа в зависимости от
задуманной композиции;
 соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
 работать с натуры;
 работать в определённой гамме;
 доводить работу от эскиза до композиции;
 использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно,
ритм, цвет);
8.

18

Отслеживание результатов творческого развития детей по второй ступени
данной программы также диагностируется по методике Лыковой И.А.
Диагностика по программе обучения
Вторая ступень
№ Ф.И.
ребенка

Умение
смешивать
краски,
получать
новые
оттенки

Умение
Творчески Рисование Рисование
правильно й подход
по
животных,
компонова
представл человека
ть
ению
элементы
в листе

1
2
3
По результатам входного, текущего контроля и промежуточной
аттестации, степень и уровень освоения материала обучающимся по данной
ступени образовательной программы оценивается на начало и конец
учебного года по трехуровневой системе: высокий, средний, низкий.

9.1.

9.2.

9.3.

9. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ГОДА
Обучающиеся, получившие высокую и среднюю оценку по усвоению
выбранных дополнительных образовательных программ, по окончанию
учебного года, получают соответствующие свидетельства о
завершении обучения по данной программе в целом или ее
определенной ступени (при соответствующем запросе определённого
блока или темы).
Обучающимся, получившим низкую оценку, рекомендуется пройти
повторное обучение по данной дополнительной программе или его
части.
Особо одарённым обучающимся выдаются рекомендации по
продолжению общего или дополнительного образования более
высокого уровня по данному направлению, в соответствующих
специализированных профильных учреждениях.
10. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

10.1. Обеспечение программы различными видами методической
продукции.
 Программа обеспечена разнообразными видами методической
продукции. Это, прежде всего, авторские разработки художественнотворческих игр, адаптированных для детей младшего школьного
возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие
прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные
педагогом игры и игровые ситуации.
19

 Для активизации детей используются разработанные автором заданияигры на развитие фантазии и воображения.
 Программой предусмотрено методическое обоснование процесса
организации образовательной деятельности и форм проведения
занятий.
В
частности,
автором
предложена
методика
структурирования занятий по ИЗО.
 После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми
переходит к практической деятельности. Метод непосредственного
показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными
художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь,
восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с
разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра и др.). При
этом используется для показа учебная доска или лист бумаги,
прикрепленный на мольберт. Таким образом, педагог раскрывает
творческие возможности работы над определённым заданием.
 Дети после объяснения приступают к работе. Практическая
деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от
учебных упражнений до построения композиции.
 В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений
уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных
ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать
рекомендации детям в виде домашнего задания.
 Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и
вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно
эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным
набором игровых приёмов.
 На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за
выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на
продолжение обучения.
 Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить
игровую разминку для кистей рук.
 Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает
ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.
 Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету,
полезно вводить смену видов деятельности и чередование
технических приёмов с игровыми заданиями.
 Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном
для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет,
аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и др.
 Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается
настолько удачной, что из рисунка-«золушки» рождается сказочной
красоты «шедевр».
 Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание
экспериментировать, творить, дать своей фантазии свободу.
20

 В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет
проходить легко, вызывая активный интерес каждого подростка,
независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату.
Ведь художественное образование не должно ориентироваться только
на наиболее способных к изобразительной деятельности детей.
10.2. Дидактические материалы
Дидактические
материалы
(таблицы,
наглядные
пособия,
демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.)
используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии,
воображения и проверочных занятий.
Детям предоставляется возможность углубить и расширить знания в
процессе познания мира животных, птиц, человека, пейзажа и т.д.
Программа даёт возможность ребятам приобщиться к достижениям
культуры через беседы, просмотр видеофильмов, слайдов, репродукций, а
также походов на выставки, музеи и выставки собственных работ.
У детей формируется умение сориентироваться в жизни, достигается
постоянное приобретение умений и навыков в любимом деле,
профориентация на будущее, а главное - становление характера, развитие
нравственно-эстетических качеств в процессе занятием искусством.
Преемственность и согласованность данной программы с учениками,
позволяет расширить кругозор детей, воспитать в них хороший вкус, привить
детям навыки и умения, которые будут способствовать успешному
приобретению знаний.
Данная программа основывается на последних разработках школьных
программ и программ дополнительного образования художников - педагогов
Неменского и Левина.
11.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аудитория для проведения занятий оснащена необходимым
оборудованием: мольберты, стулья, магнитная доска для педагога, шкафы
для хранения материалов, принадлежностей и места для хранения работ.

21

Литература
1. Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и
живописью», Москва «Педагогическое общество.России», 2004 г.
2.Курбатова Н.В. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2002 г.
3.Рутковская А. «Рисование в начальной школе», Москва, Олма-Пресс,
2003 г.
4.Федотова И.В. «Изобразительное искусство», Волгоград «Учитель»,
2006 г.
5.Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль «Академия развития»,
2006 г.
6.Фиона Уотт «Как научиться рисовать», Москва «Росмэн», 2002 г.
7.Фиона Уотт «Я умею рисовать», Москва «Росмэн», 2003 г.
8.Шпикалова
Т.Я.
«Изобразительное
искусство»,
Москва
«Просвещение», 2000 г.
9.Шалаева Г.П. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2004 г.
10.Гусакова М. А. «Аппликация».
Москва «Просвещение»
1987.11.Гульянц Э. К.,
11.Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». Москва «Мир книги»
2005.
12.Щеблыкин И. К., Романина В. И., Кагакова И. И. «Аппликационные
работы в начальных классах». Москва «Просвещение» 1983.
13.Хосе М. Паррамон «Путь к мастерству. Как рисовать». СанктПетербург «Аврора» 1991.
14.Хосе М. Паррамон «Как писать маслом». Санкт-Петербург «Аврора»
1992.
15.Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования».
Санкт-Петербург
«Нева», Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2002.
16.Гибсон Р. «Карнавал. Маски. Костюмы». Москва «Росмэн» 2002.
17.Хайнс К., Харви Д., Дангворд Р., Гибсон Р. «Домашний кукольный
театр». Москва «Росмэн» 2002.
18.Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №5.2008.
«Тестопластика»
19.Соколова С. В. «Школа оригами. Аппликации и мозаика». Москва
«Эксмо», Санкт-Петербург «Валери СПД» 2008.
20.Мартин Б. «Рисуем с удовольствием». Минск «Попурри» 2003.
21.Блейк В. «Начинаем рисовать». Минск «Попурри» 2003.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».