Общеразвивающая программа дополнительного образования «Рисунок и живопись» для детей дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка..………………………………….………………3
Актуальность и новизна программ...……………………..…………..….3
Цель и задачи программы……………………………………….…..……4
Условия реализации программы…………………………….………..….5
Учебно – тематическое планирование……………………………..…….5
Содержание программы……………………………………………...…...7
Методическое обеспечение программы………………………………...17
Методы, приемы и формы реализации программы………..…………..17
Материально-техническое, дидактическое и
организационное обеспечение…………………..…………………….….17
4.3. Ожидаемые результаты и формы подведения итогов……………..…..18
5.
Список литературы……………………………………………...………..20
1.
1.1.
1.2.
1.3.
2.
3.
4.
4.1.
4.2.

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность и новизна программы
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования» от 17.10.2013 №1155.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования».
4. Постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Она предназначена для развивающего обучения детей 4-6 лет и
рассчитана на два года обучения.
Программа для детей по изобразительной деятельности составлена с
опорой на педагогические технологии:
 Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно –
экологическая программа по изобразительному искусству для
дошкольных
образовательных
и
учебно-воспитательных
комплексов. М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
 Программа художественного воспитания «Изобразительное
творчество в детском саду» - И. А. Лыкова – М: ООО
«КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007;
Программа обеспечивает развитие творческих способностей детей и
формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Начальные знания по изобразительной грамоте и владение
традиционными художественными материалами и техниками дает свободу
самовыражения и помогает найти свой собственный язык изобразительного
искусства, язык, при помощи которого дети смогут передавать свои мысли и
впечатления.
Педагогическая целесообразность: обучение построено «от простого к
сложному». Постепенно, «по ступенькам» ребенок повышает свой уровень
знаний и совершенствует мастерство.
Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения,
необходимо научить их формообразующим движениям, движениям рук,
важным для создания изображений предметов разнообразных форм, сначала простым, а затем сложным.
3

Каждое занятие заканчивается коллективным просмотром работ. Очень
важно, чтобы дети видели общий результат, слышали оценку педагога,
активно включались в обсуждение.
1.2. Цель программы
Формирование у детей умений и навыков в рисовании, через
ознакомление с различными средствами и способами изображения, развитие
их творческих способностей.
Задачи программы:
 Знакомить детей с основными художественными традиционными
материалами (масляная пастель и гуашь) и приемами работы с ними.
 Развивать «чувство» цвета, формы, зрительную память, воображение.
 Развивать умение строить композицию, организуя смысловые и
композиционные связи между изображаемыми предметами.
 Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности
 Формировать знания о правилах изображения предметов с натуры и по
памяти;
 Развивать творческую индивидуальность детей, его личностной
свободы в процессе создания художественного образа;
 Развивать зрительную и вербальную память, образное мышление и
воображение;
 Воспитать активного зрителя, способного воспринимать прекрасное.
Практическая значимость программы заключается в использовании
двух основных материалов для рисования – масляной пастели и гуаши, что
позволяет детям создавать индивидуальный художественный образ.
Масляная пастель и гуашь – доступные и универсальные материалы.
Первая – оставляет четкие и яркие штрихи, а цвета почти не смешиваются и
не растушевываются пальцем. Зато она практически не пачкает руки, ею
можно рисовать на любой поверхности, готовые рисунки не требуют
фиксации. Работы похожи на картину, нарисованную маслом. Гуашь –
идеальная краска для начинающих художников. Она легко перекрывается и
исправляется, быстро сохнет, легко смешивается. Ребенок легко может с ней
экспериментировать и находить все новые и новые цвета.
Отличительная особенность программы. Художественный образ, лежит
в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным,
связующим понятием в системе эстетического воспитания. Становление
художественного образа у дошкольников происходит на основе
практического интереса в развивающей деятельности, например в рисунке.
Занятия по программе направлены на реализацию базисных задач
художественно-творческого развития детей. Развитие восприятия детей,
формирование представлений о предметах и явлениях окружающей
действительности и понимание того, что рисунок – это плоскостное
изображение объемных предметов.
4

1.3 Условия реализации программ
Программа реализуется 2 года и включает две ступени. Первая ступень
для детей 4-5 лет, вторая ступень – 5-6 лет. Продолжительность занятий
составляет 35 недель в год.
Объем нагрузки в неделю составляет 1 занятие (для детей 4-5 лет 2
раза по 20 минут, с перерывом 10-15 минут, для детей 5-6 лет 2 раза по 25
минут с перерывом 10-15 минут).
Занятия проводятся в групповой форме, численность учащихся в
группе составляет 8 человек.
2. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения
разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.
Задания адаптированы и доступны для учащихся 4-6 лет, учитывают
возрастные и психологические особенности данного возраста.
Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно:
от изучения простого материала - к более сложному, от упражнений - к
творческим заданиям.
Предложенные в содержании программы разделы, имеют общую
методическую структуру подачи учебного материала: объяснение, мастеркласс, выполнение учащимися упражнений, закрепление знаний в процессе
выполнения творческих заданий в различных техниках.
Учебно – тематический план
Первой ступени обучения
№ Тема
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Количество
занятий
1
1
1
1
1
2
2
2
1
2
2
2
2
2

Вода - дом золотой рыбки
Разноцветная гусеница
Цветы и травы
Веселый семицветик
Осенние листья
Грибочки на поляне
Прогулка в горы
Волшебные бабочки
Узор из снежинок
Наш веселый снеговик
Новогодняя елка
Заснеженный домик снеговика
Танец рыб
Подарок для папы
5

15
16
17
18
19
20
21

Моя любимая мамочка
Сказочные домики
Мой друг Марсианин
На ракете полетим
Я рисую море и кораблик
Цветущее дерево
Вот что мы умеем!
Всего:

2
2
1
2
2
2
2
35

Календарно-тематический план, составленный на учебный год, по
программе «Рисунок и живопись» для детей дошкольного возраста по первой
ступени прилагается (Приложение 1).
Вторая ступень обучения
№ Тема
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Количество
занятий
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
35

Улетает наше лето
Осенний натюрморт
Птицы чудесные
Путешествие на паровозе
Сказка осеннего дерева
Заснеженный лес
Зимние забава
Елочка и новогодние подарки
Сказочные новогодние сны
Мое любимое животное
Экзотическое растение.Кактус
Ваза с цветами в подарок маме
Необычные деревья мира
Веселый клоун
Космическое приключение
Моя семья
Ночной город
Вот что мы умеем!
Всего:

Календарно-тематический план, составленный на учебный год, по
программе «Рисунок и живопись» для детей дошкольного возраста по второй
ступени прилагается (Приложение 2).

6

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первая ступень обучения
№ Тема
Задачи занятия
1 Вода – дом Знакомство с материалами и
золотой рыбки инструментами.
Правилами
работы
гуашью.
Учить
смешивать
цвета
для
эмоциональной
передачи
рисунка.

2

Разноцветная
гусеница

3

Цветы и травы

4

Веселый
семицветик

5

Осенние листья

6

Грибочки
поляне

Работа над смешением цветов.
Закрепление правил работы
гуашью. Закрепление навыков
рисования различных по форме
и цвету окружностей.
Знакомство с различными
линиями в природе. Анализ
формы
травы
на
лугу.
Закрепление правил работы
гуашью.
Знакомство со спецификой
реалистичного
рисования
цветов, развитие восприятия.
Создание
образа
веселого
цветка.

Понятие об основных и
составных цветах. Знакомство
с цветовым кругом. Правила
создания составных цветов
путем
смешения
двух
основных. Основные сочетания
в природе. Воздействие цвета
на человека.

Содержание
Различный
характер
пространства моря. Техника
рисования
гуашевыми
красками.
Смешение
оттенков.
Холодными
цветами
рисуем
гуашью
волны имитирующие воду
для рыбки, сделанной из
цветной бумаги.
Выражение эмоционального
состояния
персонажа
в
характере его движения. Игра
в превращение. Смешение
различных оттенков.
Различный характер осенних
трав и цветов. Изображение
осеннего луга с травами.
Смешение оттенков теплых
цветов и оттенков зеленого.
Рассмотреть с детьми живые
цветы, различные по форме и
цвету. Обратить внимание на
красочность,
строение
цветка, на то, что все
лепестки
соединяются
в
центре. Изображение цветка
со стеблем и листьями
гуашью. Смешение цветов.
Работа
с
палитрой
(Смешивание
цветов).
Создание образных работ с
использованием знаний по
цветоведению.

на Знакомить детей с приемами Показать муляжи грибов.
изображения объектов природы. Обратить внимание на их
Закрепить
умения
рисовать разноцветные
шляпки
и
полукруг. Учить подбирать цвет строение (шляпка, ножка).
в соответствии с идеей.

7

в Вызвать желание рисовать
горы.
Совершенствовать
технику рисования гуашевыми
красками (получение сложных
оттенков
для
передачи
нужного колорита). Развивать
цветовое
восприятие.
Воспитывать чувство любви и
бережное
отношение
к
природе.
8 Волшебные
Знакомить детей с симметрией.
бабочки
Совершенствовать
технику
рисования гуашью. Закреплять
знания
о
композиции,
контрастных цветах, формах,
строении бабочки. Элементы
украшений. Развивать чувство
цвета, формы, композиции.
Воспитывать
интерес
к
познанию
природы
и
отображению представлений в
изобразительной деятельности.
9 Узор
из Учить строить круговой узор
снежинок
из
центра,
симметрично
располагая
элементы
на
лучевых осях или путём
симметричного наращивания
элементов по концентрическим
кругам.
Симметрично
располагать
узор
в
зависимости от формы листа
бумаги
или
объёмного
предмета.
Использовать
в
узоре разнообразные прямые,
округлые
линии
формы,
растительные
элементы.
Совершенствовать
навыки
работы
кистью
(рисовать
концом, всей кистью, свободно
двигать
в
разных
направлениях.
Развивать
воображение,
фантазию.
Воспитывать
аккуратность,
самостоятельность.
10 Наш
веселый Учить изображать белое на
снеговик
белом.
Совершенствовать
7

Прогулка
горы

8

Понятие
–
пейзаж.
Изображение различных гор
(покрытых лесами, песчаных,
снежных, каменных и т.д.),
Рассматривание репродукций
картин. Понятие композиция.
Палитра теплых и холодных
цветов.
Рассмотреть фото бабочек и
изображение
их
в
изобразительном искусстве.
Обратить
внимание
на
строение
и
особенности
окраса.
Выполнить
изображение одной бабочки
на цветке или траве.

Элементы
декоративного
рисования.
Строение
снежинки. Схемы снежинок.
Понятие
симметрия.
Композиционное
расположение
на
листе.
Навыки
работы
кистью
(рисовать
концом,
всей
кистью, свободно двигать в
разных
направлениях)
и
восковыми
мелками.
Сравнительные
прилагательные:
снежинка
ты какая?

Путешествие в сказку. Сказка
про снеговика. Рисование

11 Новогодняя
елка

12 Заснеженный
домик
снеговика

13 Танец рыб

14 Подарок
папы

навыки работы гуашью. Учить
намешивать
холодную
цветовую гамму. Закрепление
умений выполнять простые
геометрические фигуры: круги.
Вызывать у детей желание
изображать новогоднюю елку.
Показать способы изображения
елки. Учить смешению цветов
с зеленым.
Учить
детей
создавать
выразительный
образ
заснеженного
домика,
расширить спектр приемов
рисования. Закреплять знания
о палитре холодных цветов и
получения
оттенков
с
помощью
смешивания
с
белилами.
Развивать
композиционные
умения,
цветовосприятие,
фантазию
детей.
Воспитывать
аккуратность.
Учить изображать обитателей
подводного мира – рыб.
Анализировать форму рыб и
среду
обитания.
Показать
какого цвета может быть вода,
ее зависимость от окружения.

для Учить
детей
изображать
технику.
Вызвать
интерес
к
самостоятельному
поиску
внешнего вида транспортного
средства. Учить анализировать
предметы и геометрические
фигуры, из которых они
состоят. Развивать чувство
формы и умение составлять
главный объект из мелких
деталей. Воспитывать желание
нарисовать красивый портрет в
подарок
9

снеговика с помощью гуаши.
Работа над смешение цветов
с синим и белым.
Расположение героя в среде.
Передача
атмосферы
праздника.
Изображение
новогодней
елки,
украшенной игрушками и
гирляндами. Работа гуашью.
Холодная палитра цветов.
Получение
оттенков
с
помощью
смешивания,
работа с палитрами. Навыки
работы кистью (рисовать
концом,
всей
кистью,
свободно двигать в разных
направлениях)

Изображение рыбок в воде с
помощью пастели.
Просмотр
фотографий
с
изображение рыб. Обратить
внимание на строение, цвет,
движение в воде. Закрепить
умение работать пастелью
(линия и заполнение конкура
цветом)
Рассмотреть
различные
наземные
транспортные
средства (машины, паровозы,
велосипеды,
танк…).
Нарисовать подарок папе или
дедушке.
Изобразить
с
помощью пастели любимую
технику.

15 Моя любимая Продолжать
знакомство
с
мамочка
видами
и
жанрами
изобразительного
искусства
(портрет). Учить рисовать
женский
портрет.
Инициировать
самостоятельный
поиск
изобразительно
выразительных средств, для
передачи
особенностей
внешнего вида, характера и
настроения
конкретного
человека (мамы, бабушки,
сестры,
тёти).
Развивать
чувство
цвета,
формы.
Воспитывать
желание
нарисовать красивый портрет в
подарок.
16 Сказочные
Вызвать желание у детей
домики
отразить на листе бумаги
домики сказочных героев.
Совершенствовать
умения
использовать
разные
художественные
материалы
для создания выразительного
образа. Развивать речь детей,
композиционные
умения.
Воспитывать
самостоятельность в выборе
сюжета,
поощрять
инициативность.
17 Мой
друг Вызвать
интерес
к
Марсианин
фантазийному
рисованию
инопланетного жителя. Учить
анализировать
форму.
Совершенствовать
технику
рисования пастелью. Развивать
воображение, композиционные
умения.

Жанр
изобразительного
искусства - портрет. Беседа о
маме. Характерные черты,
особенности внешнего вида,
характер
и
настроение
конкретного человека (мамы,
бабушки, сестры, тёти).

Использование
различных
художественных материалов
для создания выразительного
образа.
Композиционные
умения.
Рисование
различных
по
форме
домиков.

Фантазийное
рисование.
Путешествие на далекую
планету – Марс. Рассмотреть
фотоснимки
Марса.
Проанализировать цвет и
поверхность
планеты
и
космического пространства.
Почитать
описание
пришельцев
в
книгах
писателей-фантастов.
Изобразить Марсианина по
представлению
детей
и
поместить в среду обитания.
18 На
ракете Учить детей отображать в Сюжетная композиция с
полетим
рисунке
впечатления
от изображение
ракеты
и
10

общественной
жизни.
Формировать умение создавать
сюжетную композицию по
полученным
впечатлениям.
Совершенствовать
технику
рисования пастелью. Развивать
воображение, композиционные
умения.
Воспитывать
патриотические
чувства
гордости
за
достижения
космонавтов.
19 Я рисую море и Вызвать интерес к созданию
кораблик
образа моря. Создать условия
для
экспериментирования.
Учить
детей
рисовать
кораблики (прием силуэтное
рисование).
Развивать
воображение, чувство ритма,
композиционные
умения,
цветовосприятие. Воспитывать
аккуратность,
самостоятельность в выборе
изобразительных материалов.
20 Цветущее
Учить
детей
составлять
дерево
гармоничные
цветовые
композиции,
передавая
впечатления
о
разных
временах
года.
Создавать
выразительный образ дерева, в
соответствии с сезонными
изменениями
в
природе.
Упражнять
в
технике
рисования
гуашевыми
красками: смешивать разные
краски,
свободно
двигать
кистью в разных направлениях,
рисовать кончиком кисти и
всем
ворсом.
Развивать
чувство цвета и композиции.
учить
рисовать
21 Вот что мы умеем! Продолжать

планет. Рисование пастелью.
Рассматривание
иллюстраций.

Изображение кораблика парусника, прием силуэтное
рисование.
Технические
умения работы кистью и
пастелью.

Рисование цветущего дерева.
Строение дерева. Движение
кистью
в
разных
направлениях,
рисование
кончиком кисти и всем
ворсом.

Понятие сюжет, композиция.
несложные сюжеты по полученным Рисование
по
замыслу.
впечатлениям. Вызвать интерес к Использование художественных
поиску и передаче доступными материалов по выбору.
средствами изображения. Развивать
чувства формы, композиции, цвета.
Воспитывать художественный вкус,
творческие способности.
11

Вторая ступень обучения
№ Тема
Задачи занятия
1 Улетает наше Создать
условия
для
лето
отражения в рисунке летних
впечатлений. Выявить уровень
к
сложению
сюжета
и
композиции. Учить рисовать,
передавая движение человека.
Развивать речь детей, вовлекая
в коллективный разговор,
подводить к составлению
рассказов.
Воспитывать
художественный вкус.
2 Осенний
Знакомство
с
жанром
натюрморт
изобразительного искусства –
натюрморт. Учить передавать
форму
и
характерные
особенности
строения
фруктов.
Совершенствовать
технику рисования гуашевыми
и акварельными красками,
умение
самостоятельно
смешивать
краски
для
получения нужных оттенков.
Развитие
чувства
цвета,
формы,
композиции.
Инициировать
самостоятельный
поиск
выразительных средств для
получения
изображения.
Воспитывать
интерес
к
окружающему миру.
Учить изображать птиц в полете,
3 Птицы
танцующих сказочных птиц,
чудесные
передавая изменения в форме
хвоста и крыльев. Передавать
необычный образ птицы через
подбор цветового сочетания
(теплые и холодные цвета).
Развивать
творческое
воображение, чувство формы,
цветовосприятие. Воспитывать
самостоятельность,
инициативность,
эстетическое
отношение к окружающему
миру.
12

Содержание
Отражение в рисунке летних
впечатлений.
Изображение
человека в движении. Понятие
сюжетная
композиция.
Составление
рассказов
о
летнем отдыхе в процессе
рисования.
Работа
с
графическими материалами.

Понятие
–
натюрморт.
Рассматривание репродукций
картин.
Составление
композиции
из
фруктов.
Понятие
композиционный
центр. Техника рисования
гуашевыми,
экспериментирование
с
красками
для
получения
нужных оттенков.

Изображение птиц в полете,
танцующих сказочных птиц,
передавая изменения в форме
хвоста и крыльев. Жар-птица теплые
цвета,
синяя
волшебная птица - холодные
цвета. Экспериментирование с
материалами по выбору.

4

5

6

7

Путешествие
на паровозе

Совершенствовать
технику
рисования пастелью. Учить
создавать паровоз с вагонами
из простых геометрических
фигур. Развитие чувства цвета,
формы,
композиции.
Инициировать
самостоятельный
поиск
выразительных средств для
получения
изображения.
Воспитывать
интерес
к
окружающему миру.
Сказка
Учить
передавать
сюжет
осеннего
доступными
графическими
дерева
средствами. Учить правильно
компоновать изображение в
листе.
Анализировать
строение
и
особенности
деревьев. Совершенствовать
технику работы пастелью,
передачу характера осеннего
дерева.
Заснеженный
Совершенствовать
технику
лес
рисования
гуашью.
Инициировать
изображение
заснеженных деревьев на
основе
представления
о
внешнем
виде.
Развивать
восприятие цвета. Показать
зависимость
цвета
от
внешнего вида дерева и
погодных
условий.
Воспитывать
интерес
к
познанию природы.
Зимние забавы Учить
передавать
сюжет
доступными
живописными
средствами. Показать средства
изображения сюжетной связи
между объектами, выделение
главного и второстепенного,
передача
взаимодействия,
изменение формы в связи с
характером
движения.
Развивать
композиционные
умения.
Воспитывать
эстетические чувства.
13

Анализировать
строение
паровоза
и
вагонов.
Правильно выбирать формат и
компоновать в листе. Особое
внимание уделить цветовому
решению пространства вокруг
состава.

Изображение одного осеннего
дерева.
Рассмотреть
репродукции с изображением
осеннего
леса,
проанализировать цветовую
гамму
и
особенности.
Путешествие в сказку.

Составлять композицию из
заснеженных
деревьев.
Рассматривание и изучение
объектов на репродукциях и
картинах художников.

Рисование
сюжетной
композиции с изображением
детей в зимней одежде.
Изображение детей, играющих
в снежки, катание с горки, на
санках, на лыжах, на коньках.
Гуашь.

8

Елочка
новогодние
подарки

и Вызвать желание рисовать
елку
с
новогодними
подарками по полученным
впечатлениям от праздника.
Отрабатывать
умения
и
навыки
работы
с
художественными
материалами.
Развивать
воображение и речь детей.
Воспитывать
бережное
отношение к подаркам –
игрушкам
Продолжать
учить
детей
создавать необычный образ
зимы.
Совершенствовать
умения
и
навыки
к
экспериментированию
с
разными
изобразительными
материалами.
Развивать
цветовосприятие,
композиционные
умения,
фантазию и речь детей.
Воспитывать
эстетическое
отношение к новогоднему
празднику.

Рисование елки и новогодних
подарков.
Использование
различных
художественных
материалов
для
создания
выразительного
образа.
Композиционные умения.

9

Сказочные
новогодние
сны

любимое Учить
рисовать
фигуры
животное
животных. Продолжать учить
анализировать
строение
животных, соотносить части по
пропорциям
и
величине,
замечать характерные позы и
движение.
Развивать
графические умения, упражнять
в
произвольном
нажиме
карандаша. Вызвать желание
передавать
характерные
признаки объектов природы.
Воспитывать
бережное
отношение к животным.
Вызвать интерес к рисованию
11 Экзотическое
растение.
фантазийных цветов по мотивам
Кактус
экзотических растений. Показать
приемы рисования экзотических
растений с целью создания
оригинальных образов.

Рассматривание
иллюстраций
художников анималистов (Е.
Чарушин). Строение животных,
соотнесение
частей
по
пропорциям
и
величине,
характерные позы и движение
животных. Графические умения,
произвольный
нажим
на
карандаш. Способы передачи
шерсти, пушистой, колючей,
жесткой,
длиной,
кроткой.
Схемы рисования животных.

10 Мое

14

Рисование
фантазирование.
Экспериментированию
с
разными
изобразительными
материалами,
получение
новых оттенков на палитре.
Палитра
холодные
цвета.
Фантазирование на тему: что
приснилось елочке?

Рисование
фантазирование.
Получение на палитре оттенков,
экспериментирование
в
получении
новых
оттенков.
Контрастные
цвета.
Сравнительные прилагательные:
цветок какой? Строение цветов,
декорирование.

12 Ваза с цветами Вызвать интерес к рисованию
в
подарок цветов.
Показать
приемы
маме
рисования цветов с целью
создания
оригинальных
образов. Развивать творческое
мышление,
воображение,
чувство
цвета
(контраст,
нюанс)
и
композиции.
Активизировать речь детей
качественными
и
сравнительными
прилагательными. Побудить
интерес
детей
к
рассматриванию
цветковых
растений, вызвать желание
любоваться ими. Воспитывать
бережное
отношение
к
растениям.
13 Необычные
Учить детей анализировать
деревья мира
образ необычного дерева.
Вызвать интерес к рисованию
таких деревьев пастелью.
Воспитывать
любознательность,
самостоятельность,
уверенность
при
выборе
объектов.

Составление композиции ваза
с цветами. Использование
знаний детей в изображении
растений. Закрепление знаний
рисования цветов по схемам.

14 Веселый клоун Учить
рисовать
фигуру
человека
в
движении,
показывая
изменения
внешнего вида (формы и
пропорций)
в
связи
с
передачей
несложных
движений. Вызвать интерес к
поиску
и
передаче
доступными
средствами
характерных
деталей,
делающих
изображение
выразительным,
образным.
Развивать
цветовосприятие,
чувство формы, воображение.
Воспитывать
самостоятельность в поиске
изображения.

Рисование фигуры человека в
движении - клоуна. Понятие
композиция,
пропорция,
форма. Варианты схем с
изображением
клоуна.
Графические
навыки
рисования
цветными
карандашами,
восковыми
мелками.

15

Рисование группы (леса) из
необычных деревьев мира.
Показать фотографии с их
изображение.
Уделить
внимание
форме
и
особенностям строения, их
необычности.
Передавать
красоту деревьев на основе
увиденного.

15 Космическое
приключение

Обобщить знания детей о
космосе: планеты солнечной
системы и другие небесные
тела. Значение солнца, воды,
кислорода в жизни на Земле.
Освоение
космоса
человечеством.

16 Моя семья

Учить рисовать человека,
стараясь передать особенности
внешнего вида, характер и
настроение
конкретных
людей. Вызвать интерес к
поиску
изобразительновыразительных
средств,
позволяющих более полно,
точно,
индивидуально.
Продолжать знакомство с
видами
и.
Развивать
композиционные
умения,
чувство
формы,
цвета.
Воспитывать
аккуратность,
самостоятельность.
17 Ночной город Продолжать
учить
детей
рисовать сюжет по замыслу.
Выявить уровень развития
графических
умений
и
композиционных
способностей.
Воспитывать
любознательность, интерес к
познанию окружающего мира
и его отражению в рисунке.
18 Вот что мы Продолжать учить рисовать
умеем!
несложные
сюжеты
по
полученным
впечатлениям.
Вызвать интерес к поиску и
передаче
доступными
средствами
изображения.
Развивать чувства формы,
композиции,
цвета.
Воспитывать художественный
вкус, творческие способности.

16

Изображение
солнечной
(пропорции,
космических
космонавта,
скафандр.

планет
системы
круг,
овал),
кораблей,
одетого
в

Жанр
изобразительного
искусства
–
портрет.
Рисование
членов
своей
семьи, особенности внешнего
вида, характер и настроение
людей.
Рассматривание
иллюстраций с изображением
семьи.
Использование
художественных материалов
по выбору.

Работа гуашью по листу
тонированному
черным
цветом. Составлять палитру из
разбеленных
цветов.
Передавать
освещение
объектов
(домов,
машин,
фонарей)
Понятие сюжет, композиция.
Рисование
по
замыслу.
Использование
художественных материалов
по выбору.

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Основное время программы отводится для выполнения детьми
творческих заданий. Весь изучаемый материал педагог обязан преподносить
учащимся в доступной форме, наглядно иллюстрируя его. Обучение
проходит наиболее плодотворно при чередовании теоретических и
практических знаний, индивидуальной работе с каждым учеником.
Задания первой ступени обучения направлены на формирование
базовых знаний по изображению отдельных предметов, групп предметов, что
позволяет детям овладеть рисованием несложных сюжетов и образов.
Вторая ступень обучения нацелена на формирование базовых знаний
по изображению явлений природы, природных элементов, изображение
животных, птиц и человека, что способствует формированию навыков
изображать простую композицию.
Программа знакомит детей с такими материалами и техниками как
масляная пастель и гуашь, что способствует стимулированию интереса и
творческой активности учащихся.
Программа для детей по изобразительной деятельности составлена с
опорой на педагогические технологии:
 Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно –
экологическая программа по изобразительному искусству для
дошкольных
образовательных
и
учебно-воспитательных
комплексов. М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
 Программа художественного воспитания «Изобразительное
творчество в детском саду» - И.А.Лыкова – М: ООО «КАРАПУЗДИДАКТИКА», 2007;
Итогом освоения программы становится выполнение детьми итоговой
работы на заданную тему. Технику исполнения учащиеся выбирают
самостоятельно, исходя из своих возможностей и творческого замысла.
4.1. Методы, приемы и формы реализации программы
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
– словесный (объяснение, беседа, рассказ);
– наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
– практический;
– эмоциональный (подбор репродукций и иллюстраций, аудио и
видеоряда).
4.2. Материально – техническое и дидактическое и организационное
обеспечение
Аудитория для проведения занятий оснащена необходимым
оборудованием: столы, стулья, магнитная доска для педагога, шкафы для
хранения материалов, принадлежностей и работ.
17

Средства обучения
- материальные: аудитория, специально оборудованная наглядными
пособиями, мебелью;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты,
плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитная доска;
- демонстрационные: муляжи, гербарии, демонстрационные модели;
- аудиовизуальные: видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.
4.3. Ожидаемый результат и формы подведения итогов
Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков,
приобретение которых обеспечивает программа:
- первичные знания о видах и жанрах изобразительного искусства;
- знания о правилах изображения предметов с натуры и по памяти;
- знания об основах цветоведения;
- знания о формальной композиции (принципа трехкомпонентности,
силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричностидецентричности, статики-динамики, симметрии-асимметрии);
- умение и навыки работы с художественными материалами и
техниками (гуашь, масляная пастель);
- навыки самостоятельного применения художественных материалов и
техник (гуашь, масляная пастель);
- умение раскрывать образное решение в художественно-творческих
работах.
В процессе обучения детей по данной общеобразовательной
дополнительной программе для детей 4-6 лет отслеживаются только текущие
результаты обучающихся с целью выявления ошибок и успехов в работах
ребят. Выявленные результаты обобщаются в конце учебного года.
Промежуточные аттестации для данной возрастной группы не
проводятся.
При зачислении обучающихся проводится только входной контроль
для оценки исходного уровня знаний перед началом образовательного
процесса. Текущий контроль завершается творческим просмотром,
выставкой по окончании каждого года обучения. Педагог имеет возможность
по своему усмотрению проводить дополнительные просмотры по разделам
программы.
Отслеживание результатов творческого развития детей по данной
программе диагностируется по методике Лыковой И.А.

18

Диагностика по программе обучения
Первая ступень
№ Ф.И.
ребенка

Умение
Знание
смешивать формы
краски

Знание
цветовой
гаммы

Творчески Рисование
й подход
растений,
животных

1
2
3
Вторая ступень
№ Ф.И.
ребёнка

Умение
смешивать
краски,
получать
новые
оттенки

Умение
Творчески Рисование Рисование
правильно й подход
по
животных,
компонова
представл человека
ть
ению
элементы
в листе

1
2
3
По завершению обучения по общеразвивающей дополнительной
программе (его ступени) по рисунку и живописи, для данной возрастной
группы, всем его участникам вручаются красочные дипломы об освоении
данной программы.

19

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог.
Школа: книга для учителя. – М., Просвещение, 1984
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е
изд.- М., Просвещение, 1991
3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы:
Книга для учителя. М., Просвещение, 1991
4. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. М., Просвещение, 1996
5. Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное
развитие дошкольника. М., Педагогика, 1983
6. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. М., Столетие, 1998
7. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке.
М., Просвещение, 1985
8. Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно – экологическая
программа по изобразительному искусству для дошкольных и учебно–
воспитательных комплексов (вторая младшая, средняя, старшая и
подготовительная группа). – М.: ТЦ Сфера, 2008
9. Курчевский В. В. А что там, за окном? М., Педагогика, 1985
10. Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. М.,
Просвещение, 1982
11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе. М., Академия, 2008
12. Смит С. Рисунок: полный курс. М., Астрель: АСТ, 2005
13. Харрисон Х. Энциклопедия техник рисунка. Наглядное пошаговое
руководство и вдохновляющая галерея законченных работ. М., Астрель:
АСТ, 2002
14. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском
саду. М., Просвещение, 1985

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».